Страницы: Пред. 1 2 3 След.
RSS
Кайдзен (kaizen) - японская философия ведения бизнеса, японская философия ведения бизнеса, заключающаяся в непрерывном совершенствовании процесса производства
 
В то время, как западные компании давно поняли преимущества коллективного стиля работы и внедрили в практику ведения дел эффективный, интенсивный и открытый обмен информацией между сотрудниками фирмы, наша психология осталась на "совковом" уровне. Именно бригадная форма организации труда позволяет передавать опыт работы, обеспечить взаимозаменяемость сотрудников, избавиться от нежелательных индивидуумов и, тем самым, добиться максимальной прибыли предприятия. А оценка вносимого вклада каждого работника должна быть дифференцированной. Только такой подход к делу обеспечит эффективное использование ресурсов и послужит стимулом для уменьшения (исключения) потерь. Кстати, японская система "кайдзен" тоже основана на этих принципах.
 
В Советском Союзе были тоже разные лозунги и призывы. Поощрялось новаторство и рационализация. Нужно было подавать рацпредложения - чем больше, тем лучше. И вот. Пока все наслаждались умом и гениальностью простых изобретателей самоучек, которые каждый раз придумывали как болт закрутить быстрее, какой рычаг поставить на заслонку и прочее... В это время мир развивал высокие технологии и наукоемкое производство. Настоящий прорыв не в количестве примитивных предложений по улучшению сенокосилки. А в создании принципиально новых передовых технологий. И внедрении их.
 
Цитата
nickolaj пишет:
Настоящий прорыв не в количестве примитивных предложений по улучшению сенокосилки. А в создании принципиально новых передовых технологий. И внедрении их.
Полностью согласен. Прорывы в технологиях осуществляются не в низах, не рядовыми исполнителями, если только речь не об инженерах, которые начинали с низов. Другое дело, когда речь идет о "доведении до ума", когда требуется мнение непосредственно людей, обслуживающих "новаторство" не в тестовом режиме, а в режиме рабочем.
 
Цитата
nickolaj пишет:
мир развивал высокие технологии и наукоемкое производство...
Правильно! И этому способствовало создание единого информационного поля между учеными, конструкторами, технологами и руководством предприятий. Коллективно работая над определенной проблемой, рассматривая ее с разных сторон, они успешно совершенствовали производство, внедряя высокие технологии. При этом успешно проводился анализ перспектив и направлений развития техники, результаты которого позволяли воплощать принятые решения в жизнь. В передовых странах давно "канули в Лету" гениальные индивидуумы, способные в одиночку создать что-либо выдающееся в промышленности. А в России, за исключением отдельных узко специфических отраслей, активного и интенсивного обмена информацией между научными центрами и организациями, использующими их достижения, практически нет.
 
Цитата
Vladimir Efimov пишет:
Правильно! И этому способствовало создание единого информационного поля между учеными, конструкторами, технологами и руководством предприятий.
А еще лучше этому способствовала внутренняя и внешняя конкуренция, поскольку выпустить что-то принципиально новое первым - означет сорвать банк. А детали можно доробатывать.
 
Цитата
Vladimir Efimov пишет:
В передовых странах давно "канули в Лету" гениальные индивидуумы, способные в одиночку создать что-либо выдающееся в промышленности.
Да ниужели? Сикорский, Гейтс и Джобс - это люди в какой стране осуществили свои проекты?
 
Цитата
Appolo пишет:
А еще лучше этому способствовала внутренняя и внешняя конкуренция, поскольку выпустить что-то принципиально новое первым - означет сорвать банк.
В некоторых слуаях, внутренняя конкуренция порой тормозит подобный процесс, поскольку имеет место фактор заинтересованности одного человеке в неуспешности другого.
 
Цитата
Евгений пишет:
В некоторых слуаях, внутренняя конкуренция порой тормозит подобный процесс, поскольку имеет место фактор заинтересованности одного человеке в неуспешности другого.
Тем не менее, без внутренней конкуренции вообще, никаких предложений от коллектива не дождешься. Выбор из двух зол, так сказать)
 
Цитата
Ujin пишет:
Сикорский, Гейтс и Джобс - это люди в какой стране осуществили свои проекты?
Даже эти выдающиеся люди ничего не смогли бы сделать без команды. Да, коллектив единомышленников первоначально надо было создать. Кроме того, на эти корпорации работали многие тысячи простых сотрудников, чтобы получить конкретный результат. Или Вы думаете, что они создавали вертолеты и программы в одиночку?
     Но вернемся к теме кайдзен (в переводе - постоянные улучшения). Эффективное управление производством, основанное на теориях Деминга, Исикавы, Джурана и Тагути, подразумевает вовлечение в процесс улучшений всех работников, от начальников до грузчиков. Главный посыл такого процесса кроется в превалировании горизонтальных связей, стирании барьеров между подразделениями фирмы для скорейшего решения любых вопросов, возникающих на предприятии.
 
Цитата
Appolo пишет:
Цитата
Евгений пишет:
В некоторых слуаях, внутренняя конкуренция порой тормозит подобный процесс, поскольку имеет место фактор заинтересованности одного человеке в неуспешности другого.
Тем не менее, без внутренней конкуренции вообще, никаких предложений от коллектива не дождешься. Выбор из двух зол, так сказать)
Выбор тут не из двух зол, а скорее всего в том, чтобы найти грамотный баланс между этими двумя факторами. Всегда нужно искать золотую середину.
 
Цитата
Сергей Иванов пишет:
Всегда нужно искать золотую середину.
Если бы в практическом смысле это было просто сделать...
 
Цитата
Сергей Иванов пишет:
Выбор тут не из двух зол, а скорее всего в том, чтобы найти грамотный баланс между этими двумя факторами. Всегда нужно искать золотую середину.
Ага, между Сцилой и Харибдой. Но, на практике очень непросто нивелировать постоянно этот баланс, согласен с Евгений
 
Цитата
Vladimir Efimov пишет:
Даже эти выдающиеся люди ничего не смогли бы сделать без команды.
Но в большей степени справедливо и утверждение, что сама по себе команда ничего не смогла бы сделать без "локомотива" в виде этих людей. команду собрать можно, а вот найти выдающегося человека, новатора в своей области куда сложней.
 
А вообще, для того, чтобы "работала" японская философия, нужно чтобы и начальник и подчиненный были японцами и имели японский менталитет.
 
Цитата
nickolaj пишет:
А вообще, для того, чтобы "работала" японская философия, нужно чтобы и начальник и подчиненный были японцами и имели японский менталитет.
Это еще зачем?  :)  В Макдоналдсе вот работают по американским правилам, а ни одного американца нет. Тоже самое в старбакс. Нужно просто народ подбирать с рассчетом на то, что они должны будут учиться работать по-новому и знать как правильно с персоналом взаимодействовать, чтобы работали без ссылки на свой менталитет. Для этого не нужно быть японцем :)
 
Я поддерживаю японскую философию ведения бизнеса! Так как по моему мнению она считается более перспективной и суть методики оставить бизнес на большие сроки.
 
Совершенствоваться нужно, но с умом. У нас вот раньше на производстве каждый день были совещания, в том числе и по предложению внедрения чего-то нового, повышению конкурентоспособности. Только это все было на уровне разговоров, а до дела доходило редко. Потом пришло новое руководство и занялось тем самым делом, причем именно с рабочих они начали совершенствовать систему, анализируя предложения каждого сотрудника, ища рациональное!
 
Цитата
Appolo пишет:
Цитата
Vladimir Efimov пишет:
Коллективная заинтересованность в результатах труда
Как-то коробит сама формулировка. С коллективной заинтересованностью уже пробовали, я думаю, что продуктивней развивать индивидуальную заинтересованность каждого сотрудника.
Штат если будет большой, тогда кто будет заниматься каждым сотрудником, а? Для предприятия где 10-15 чел. возможно индивидуальный подход и подойдет.
 
Цитата
Katerina пишет:
Совершенствоваться нужно, но с умом. У нас вот раньше на производстве каждый день были совещания, в том числе и по предложению внедрения чего-то нового, повышению конкурентоспособности. Только это все было на уровне разговоров, а до дела доходило редко. Потом пришло новое руководство и занялось тем самым делом, причем именно с рабочих они начали совершенствовать систему, анализируя предложения каждого сотрудника, ища рациональное!
На мой взгляд, вовсе не обязательно, чтобы весь коллектив занимался ежедневным совершенствованием продукции предприятия, для этого нужно создавать конструкторский отдел, и дизайнерскую мастерскую, которые занимались бы этими вопросами.
 
Цитата
Appolo пишет:
Как-то коробит сама формулировка. С коллективной заинтересованностью уже пробовали, я думаю, что продуктивней развивать индивидуальную заинтересованность каждого сотрудника.
Удивляете! Пишете в теме о кайдзен технологиях и отрицаете общую, коллективную  заинтересованность сотрудников. Почему-то японцы, используя опыт коллективной работы, создали работающую систему организации и непрерывного совершенствования производства, которая позволила товарам из страны Восходящего Солнца завоевать мировые рынки.
 
Цитата
Vladimir Efimov пишет:
Почему-то японцы, используя опыт коллективной работы, создали работающую систему организации и непрерывного совершенствования производства, которая позволила товарам из страны Восходящего Солнца завоевать мировые рынки
А у них история совсем другая. После войны страна оказалась в плачевном положении, а коллективизм у них не привит был новыми сверхидеями как в России или Китае, а попросту унаследован от имперского режима. Все это в совокупности и сработало в результате - наработанные за время войны технические возможности, высочайшая нравственность людей с традицией подчинения и, что самое главное, необходимость выжить как нации. Тут как в известной пословице - что позволено Юпитеру, то не позволено быку :)
 
У японцев ментальность такая, они в первую очередь не о себе думают, а о том, что скажет начальство и понравится ли руководству результат. Готовы сидеть на работе сутками, как роботы одним словом.
 
Изменение психологии производственных отношений - главная задача руководства любой организации. Всеобщая нацеленность на результат для получения максимальной прибыли предприятия, работа не на страх, а на совесть, зачастую, у сотрудников напрочь отсутствует. А всего лишь надо доказать, что от качества и количества сделанного каждым в коллективной работе над конкретной проблемой, выиграют все, и материально, и морально.
 
Японская теория предусматривает создание предложений ежедневно. Это не означает ежедневное совершенствование. Это просто теория. Вероятно, каждый руководитель и управляющий тоже ежедневно задумывается о том, как бы улучшить ведение своего бизнеса. Значит, теория воплощается практически везде.
 
Не знаю ни одного российского предприятия, которое могло бы сказать про себя: "Мы внедрили систему Кайдзен", а еще лучше - с демонстрацией финансовых отчетов, подтверждающих эффективность внедрения. На наших предприятиях все сводится, к сожалению, к перестановке мебели. Ментальность у нас другая, и внедрение системы Кайдзен не дает почти никаких результатов. А руководители повсеместно пытаются ее внедрять именно из-за  "бесплатности".
 
Извините многоуважаемая Ольга, но кайдзен - это не система. Её не возможно внедрить. Эту философию ведения бизнеса, можно только принять или не использовать вообще. Как и любое совершенствование, она не может базироваться на исключительно беззатратных принципах. А вот организация работ для проведения в жизнь этой теории должна быть системной и подразумевать заинтересованность персонала в нововведениях для получения максимальной прибыли от производства. И дело тут не в ментальности, а в безграмотности руководства, желающего чего-то добиться, не зная чего и как. Для примера могу привести фирму ЗАО "ПО Трек", с осуществлением системы "5С" и внедрением элементов бережливого производства. А это, в том числе и материальные, то есть финансовые затраты, на обеспечение выполнения намеченных мероприятий.
 
 Как нельзя по приказу создать "Кремниевую долину" (камень в огород Сколково), так же нельзя по приказу заставить человека следовать какой-либо философии. И уж тем более нет смысла заниматься простым копированием чужих моделей ведения бизнеса. Зачем замахиваться на "Вильяма нашего Шекспира", если для начала можно просто привести к нормам взаимоотношения работодателя и работников. Это я о "белой" зарплате и честных социальных гарантиях.
 
Цитата
Андрюс Каверс пишет:
Как нельзя по приказу создать "Кремниевую долину" (камень в огород Сколково), так же нельзя по приказу заставить человека следовать какой-либо философии.
Приказы, не подтвержденные делом - бумага и время на ее составление, потраченные напрасно. Но если руководство предприятия решило следовать философии кайзен, то сотрудников следует убедить в выгодности результатов ее применения для каждого индивидуума в фирме. А от тех, кто не захочет следовать выбранному пути, нужно безжалостно избавляться. Для начала точно и досконально описать все функциональные обязанности в должностной инструкции, затем требовать их исполнения в полном объеме, и так далее. Лентяи и работники с "совковой" психологией тут же испарятся, так как не смогут доказать свою дееспособность. Недовольных и склочников, занимающихся интригами и противодействием, придется уволить под любыми предлогами, которых можно найти весьма приличное количество в Трудовом кодексе Российской федерации. Остальных можно увлечь, не только материально и на собственном примере, но и морально, ибо работа станет интереснее и продуктивнее. А такой труд будет приносить удовольствие от самого процесса и итогов проделанной работы.
 
Много лет работал с крупными японскими партнёрами и считаю, что наше представление об их манере ведения бизнеса несколько мифологизировано. Можно к ней стремиться, но успешно перенять вряд ли удастся.
 
Цитата
Appolo написал:
Как-то коробит сама формулировка. С коллективной заинтересованностью уже пробовали, я думаю, что продуктивней развивать индивидуальную заинтересованность каждого сотрудника.
Вполне согласен. Но и тут требуется большая воспитательная, а точнее просветительная работа руководства. Надо уметь донести необходимость постоянных изменений (улучшений) до наемного рабочего, если ему от этого мало что "светит". Постоянно повышать производительность труда и культуру производства в угоду "импортном" хозяину, я думаю, будет сложно.
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)