Другие названия метода: "Граф связей", "Диаграмма взаимосвязей".

Назначение метода

Применяется для систематизирования большого количества логически связанной информации. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму связей в состав семи методов управления качеством.

Цель метода

Выявление связей между причинами возникновения проблемы и выбор приоритетов для приложения усилий в те области, которые принесут наибольшую отдачу в решение проблемы.

Суть метода

Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.

Диаграмма связей обеспечивает общее планирование и помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые причинные связи между отдельными частями информации путем их графического представления.

План действий

В основе диаграммы лежит примерно тот же подход, что и при построении диаграммы сродства:

  • формируется команда из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме;
  • формулируется проблема, которую необходимо разрешить, или результат, которого следует добиться;
  • определяются звенья, которые связывают отдельные факторы, оказывающие влияние на проблему, и строится диаграмма связей;
  • далее команда должна обсудить построенную диаграмму связей и выявить главные причины, влияющие на проблему.


Особенности метода

На практике с помощью построения и анализа диаграммы связей, являющегося логическим инструментом, стараются уточнить и улучшить группирование данных диаграммы сродства, которая сама по себе - инструмент творческий. Это вызвано тем, что при наличии большого числа объектов (начиная с нескольких десятков) наши ассоциативные способности начинают уступать инструментам логического анализа. Диаграммы связей фактически выполняют ту же задачу, что и диаграммы сродства.

Диаграмма связей

(на примере, раскрывающим причину появления ошибок при наборе текста)

Метод "Диаграмма связей"

Правила построения диаграммы связей

  1. Каждую проблему записать на карточке. В центре листа следует расположить карточку с формулировкой проблемы, которую необходимо разрешить, выделив ее каким-либо образом. Далее на этом же листе необходимо разместить основные причины, влияющие на результат. Родственные причины следует размещать рядом друг с другом.
  2. Затем следует выявить связи между причинами и результатами, задавая вопрос: "Имеется ли между этими двумя событиями связь?" Если имеется, то следует уточнить: "Почему это событие является причиной возникновения другого события?"
  3. При рассмотрении проблемы, имеющей большое число причин, следует сначала установить связи между родственными причинами. В случае, когда причин, вызывающих проблему не так много, связи между всеми причинами и формулировкой проблемы рассматриваются в произвольной последовательности.
  4. Все выявленные связи обозначить стрелками, показывая направление влияния.
  5. После выявления взаимосвязей между всеми событиями, подсчитывается число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.


Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным. Обычно выделяют два или три исходных события и решают, на каком из них следует сконцентрировать усилия в первую очередь. При этом учитываются различные факторы, например, имеющиеся ограничения, ресурсы, опыт.

Рекомендации

Старайтесь, чтобы события различались существенно. Если значимость или суть событий будут похожими, то трудно определить, какое из них является исходным.

  • Не используйте двунаправленных стрелок.
  • Не возвращайтесь к связям, которые вы уже рассмотрели.
  • Не откладывайте рассмотрение трудных вопросов на более позднее время.
  • Не сдавайтесь, пока не достигнете согласия.
  • Завершите работу в один прием. Не отступайте, пока не дойдете до конца.


Памятка. Работа не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями.

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Процедура создания диаграммы связей позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды.

Недостатки метода

Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.

Ожидаемый результат

Выявление логических связей между причинами возникновения проблемы и определение звеньев, которые ведут к решению проблемы.