Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником полной, документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.
Задачи бухгалтерии.
Основной управленческой задачей бухгалтерского учёта (иначе говоря, задачей, возлагаемой на бухгалтерию) является сбор и обработка полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Такая информация, в основном, используется в двух целях:
Принятие решений на основе экономического анализа такой информации.
Осуществление финансового контроля.
Информация для принятия решений
Итоговая бухгалтерская информация в виде, пригодном для экономического анализа и принятия на его основе управленческих решений, формируется в виде финансовой отчётности:
внешней, предоставляемой статистическим и контролирующим органам, в установленных законом случаях подтверждаемой аудитором, составляемой по формам, предусмотренным бухгалтерскими стандартами;
внутренней (управленческой), предусмотренной локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта и предназначенной для обеспечения функций управления.
Финансовая отчётность должна удовлетворять требованию достоверности, то есть позволять на её основе делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В соответствии с этим, можно выделить ряд лиц, заинтересованных в наличии полной и достоверной бухгалтерской информации, называемых пользователями бухгалтерской отчётности:
Внутренние пользователи.
Руководство хозяйствующего субъекта — для принятия обоснованных хозяйственных решений:
о рентабельности выпуска того или иного вида продукции,
о целесообразности привлечения заёмных средств,
об эффективности использования имущества
и многие другие.
Собственники предприятия (учредители, акционеры) — для принятия обще-стратегических решений и других в круге своей компетенции:
о направлениях развития предприятия,
об эффективности работы управленческого персонала,
о выплате дивидендов и направлениях использования прибыли
и другие.
Работники предприятия и их профессиональные союзы — для поддержания уверенности:
в доходности и стабильности предприятия,
в гарантированности социальных льгот.
Внешние пользователи.
Потенциальные кредиторы — для принятия решений (в краткосрочной и долгосорочной перспективе):
о платежеспособности предприятия,
о степени риска при предоставлении кредита (и, соответственно, об определении ставки кредита, сроков и других условий).
Потенциальные инвесторы — для принятия решений:
о целесообразности приобретения акций предприятия на рынке ценных бумаг,
о степени риска, связанного с инвестициями в развитие предприятия,
о доходности ценных бумаг, адекватности дивидендных выплат.
Коммерческие контрагенты (поставщики и покупатели) — для обеспечения уверенности:
в стабильности коммерческих связей,
в способности своевременно и полно осуществлять расчёты, выполнять контрактные обязательства.
Правоохранительные органы — в случае наличия сведений о деструктивных отклонениях в деятельности хозяйствующего субъекта, о правонарушениях, допускаемых должностными лицами и работниками хозяйствующего субъекта в экономической и налоговой сфере.
Правительственные структуры — для обработки информации:
о начислении налогов, валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства и территорий,
о распределении ресурсов,
об обеспечении охраны окружающей среды,
о показателях занятости населения в регионе
и многие другие.
Информация для контроля
Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из важных функций управления. Он представляет собой проверку соблюдения хозяйствующим субъектом в целом и его работниками:
норм законодательства (то есть интересов государства, общества, контрагентов, сотрудников предприятия),
соблюдения интересов собственника.
Одним из основных условий реализации функций финансового контроля является наличие объективной и актуальной финансовой информации. Носителями такой информации (в подробном и обобщённом виде) являются бухгалтерские документы:
первичные учётные документы,
учётные регистры,
бухгалтерская отчётность,
материалы инвентаризаций.
Организация бухгалтерского учёта хозяйствующего субъекта
В соответствии с законодательством Российской Федерации, хозяйствующий субъект (по решению его руководителя) может реализовывать один из пяти вариантов организации бухгалтерского учёта:
предусмотреть в штатной структуре предприятия отдельную бухгалтерскую службу, называемую обычно бухгалтерией, возглавляемую главным бухгалтером, — наиболее распространённый способ, а для крупных коммерческих предприятий — единственно возможный;
возложить обязанности по ведению бухгалтерского учёта на бухгалтера, выполняющего обязанности в качестве штатного сотрудника либо по совместительству;
заключить договор аутсорсинга с фирмой, оказывающей финансовые услуги (например, с аудиторской компанией) — способ отличается повышенной надёжностью (с юридической точки зрения), однако весьма дорог по сравнению с остальными; поэтому часто используется представительствами иностранных компаний;
передать ведение учёта централизованной бухгалтерии — централизованные бухгалтерии создаются, обычно, при органах государственной власти или местного самоуправления в целях экономии средств и ресурсов; ведут бухгалтерский учёт одновременно нескольких учреждений, подведомственных этому органу (например, школ, поликлиник и т. п.);
оставить обязанности по ведению учёта за руководителем лично — актуально, в основном, для небольших организаций, имеющих штат в несколько человек и совершающих ограниченное количество хозяйственных операций; использующих, в основном, упрощённые схемы налогообложения.
Бухгалтерия крупного предприятия
Организационная структура
В соответствии с законодательством, бухгалтерия является отдельным структурным подразделением хозяйствующего субъекта, её начальник (главный бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Рациональность организации учёта во многом зависит от правильности определения структуры бухгалтерского аппарата. Количественный состав бухгалтерии и её штатно-должностная структура зависит от следующего:
размер хозяйствующего субъекта,
вид деятельности и отраслевая принадлежность,
организация и технология производства,
наличие, количество и расположение обособленных подразделений,
опыт и квалификация бухгалтеров,
степень автоматизации учётной работы.
Выделяют три вида организации структуры бухгалтерии:
линейная организация — все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру (актуально для небольших бухгалтерий),
вертикальная организация — в бухгалтерии создаются промежуточные звенья (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами,
функциональная организация — бухгалтерия состоит из отдельных структурных единиц, каждая из которых выполняет замкнутый цикл работ (например, по видам деятельности хозяйствующего субъекта либо по территориальным подразделениям); применяется зачастую в крупных диверсифицированных фирмах в соответствии с формированием центров ответственности. При такой организации в штате бухгалтерии необходимо предусматривать должность бухгалтера-ревизора.
На период составления квартальной и годовой бухгалтерской отчётности в бухгалтерии могут создаваться временные группы по подготовке такой отчётности.
Основные подразделения
В средних и крупных хозяйствующих субъектах (в зависимости от их размера и вида деятельности) могут создаваться следующие подразделения:
Подразделения бухгалтерии
расчётный отдел — начисление оплаты труда и социальных выплат,
материальный отдел — учёт материальных ценностей: основных средств, материалов и запасов, готовой продукции,
производственный отдел — учёт затрат на производство, калькуляция себестоимости,
касса — операции с наличными деньгами, ценными бумагами,
общий отдел — сбор и группировка информации, формирование отчётности.
Отделы, которые могут входить в состав бухгалтерии, а могут быть самостоятельными подразделениями
отдел труда и заработной платы — учёт рабочего времени, смен, отпусков, освобождений по болезни и т. п.
отдел маркетинга — формирование отпускной цены на готовую продукцию,
планово-экономический отдел — технико-экономическое планирование производства, анализ результатов производственной деятельности,
сметный отдел — пообъектный расчёт предстоящих доходов и расходов,
договорный отдел — подготовка договоров с поставщиками и покупателями, отслеживание расчётов по таким договорам.
Самостоятельные подразделения, с которыми бухгалтерия взаимодействует наиболее тесно
отдел кадров — учёт персонала,
отдел логистики — организация складского хозяйства,
служба внутреннего контроля — проверки структурных подразделений хозяйствующего субъекта,
юридическая служба — проверка и визирование проектов хозяйственных договоров и локальных нормативных актов.
Главный бухгалтер
Статус главного бухгалтера
Главный бухгалтер — начальник бухгалтерии, подчиняющийся непосредственно руководителю предприятия. Он несёт ответственность за формирования учётной политики, ведение бухгалтерского учёта и формирование финансовой отчётности. Распоряжения главного бухгалтера, касающиеся оформления хозяйственных операций и предоставление в бухгалтерию соответствующей информации и документов, являются обязательными для всех работников хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер подписывает второй подписью банковские и кассовые документы, без такой подписи они не принимаются к исполнению. Назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и т. п.) производятся по согласованию с главным бухгалтером.
Главный бухгалтер обязан обеспечивать соответствие хозяйственных операций закону. Если существуют расхождения между руководителем предприятия и главным бухгалтером по определению законности отдельной операции, главный бухгалтер ставит в известность руководителя о своих возражениях. Главный бухгалтер подписывает такой сомнительный документ только после вторичного письменного распоряжения руководителя, где последний указывает, что ознакомлен с возражениями главного бухгалтера и не согласен с ними, беря всю ответственность на себя.
В специальной литературе зачастую указываются требования к лицу, претендующему на должность главного бухгалтера (по образованию, квалификации, членству в профессиональных ассоциациях, стажу и опыту работы, наличию или отсутствию судимости). Однако следует понимать, что это лишь рекомендации; действующее законодательство Российской Федерации не содержит никаких ограничений, касающихся главного бухгалтера, — это должно быть совершеннолетнее дееспособное лицо — и всё.
Обязанности главного бухгалтера
Главный бухгалтер хозяйствующего субъекта обязан обеспечить выполнение следующих функций:
полный, точный, достоверный и своевременный учёт имущества и обязательств предприятия, операций по их движению;
учёт издержек производства, исполнения смет доходов и расходов, определение себестоимости продукции;
определение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
начисление и выдачу заработной платы и других видов оплаты труда и материального стимулирования,
контроль правильности расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, соблюдения штатной дисциплины;
начисление и своевременное перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет;
погашение в срок банковских кредитов, формирование установленных резервных и других фондов предприятия;
своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности;
организация своевременного и правильного проведения инвентаризаций имущества, сверок взаиморасчётов с контрагентами;
оформление (совместно с юридической службой) материалов по недостачам и хищениям денежных средств и других материальных ценностей, контроль за передачей этих материалов в следственные или судебные органы;
составление достоверной бухгалтерской отчётности на основе первичной документации, представление её в установленные сроки адресатам;
участие в экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов,
участие работников бухгалтерии в разработке и осуществлении мероприятий внутреннего контроля,
обеспечение сохранности бухгалтерских документов, передачу их в установленных случаях в архив.