Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:

  1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
  2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
  3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
  4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
  5. Главная цель – получить как можно больше идей.


Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

  • Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  • Групповой процесс выдвижения идей.
  • Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.


План действий

  • Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.


Правила проведения мозгового штурма

  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.


Этапы мозгового штурма


  1. Подготовка
    • Назначение ведущего.
    • Подбор участников для рабочих групп.
    • Подбор фактического материала.
    • Обучение и инструктаж участников.
    • Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация идей.
    • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Запись предложений.
    • Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    • Уяснение проблемы.
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.


Достоинства

  • Легкость освоения и простота в обращении.
  • Незначительные затраты времени на проведение.
  • Универсальность метода.
  • Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.


Недостатки

  • Решение относительно простых задач.
  • Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  • Нет гарантии нахождения сильных идей.


Источники информации:

  1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования - М.: Мир, 1986.
  2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1988.