(Behaviorally anchored rating scales (BARS)) – поведение сотрудников в различных ситуациях оценивается по шкале от наиболее желательного до недопустимого. 

краткая информация по термину

По сути, поведенческая рейтинговая шкала – это тот же семантический дифференциал, используемый в рейтинговых методах оценки. Существенным обстоятельством здесь является принцип составления поведенческой рейтинговой шкалы на основе опроса работников (возможно – анонимного) относительно фактических примеров поведения на рабочем месте. Наиболее часто встречающиеся в ответах примеры накладываются на шкалу: от желательного до недопустимого. Дальнейшая оценка предполагает оценку аттестуемого работника по этой шкале и исчисление балльной аттестационной оценки.

Пример: поведенческая рейтинговая шкала отношений работы с клиентом продавца-консультанта бытовой техники

Оцениваемый продавец-консультант:


    грамотно и квалифицированно объясняет покупателю правила пользования бытовой техникой, разъясняет, в чем состоят отличия между моделями, поясняет правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники, остается вежливым даже с раздраженными клиентами 2 балла
    объясняет покупателю правила пользования бытовой техникой, разъясняет, в чем состоят отличия между моделями, поясняет правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники, но с раздраженными клиентами предпочитает не работать, «передав» их другому продавцу 1 балл
    ограничивается краткими объяснениями правил пользования бытовой техникой, отличия между моделями характеризует нечетко, правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники оставляет для объяснения работникам кредитного и гарантийного отделов 0 баллов
    общение с клиентом ограничено лишь необходимой предпродажной проверкой изделия, пояснений не дает, отсылая за ними к другим сотрудникам -1 балл
    допускает невежливое отношение к раздраженным клиентам -2 балла


Метод поведенческих рейтинговых шкал является одним из наиболее сложных методов проведения аттестации. Рекомендуется применять его в тех случаях, когда поведение сотрудников чрезвычайно важно для эффективности их работы.