Законодательные основы бухгалтерского учета.

На территории РФ бухгалтерский учет регулируется комплексом нормативных актов следующей структуры:

бухучет.jpg

Функция глобального управления бухгалтерским учетом возложена на Правительство РФ.

Каждое предприятие при формировании собственной учетной политики должно руководствоваться действующим законодательством о бухучете, а также отталкиваться от собственной структуры, сферы деятельности и других нюансов.

На данный момент в России проводится процесс реформирования бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики РФ была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету Минфина РФ и Президентским советом 29.12.1997г. В основе данной Концепции лежат последние научные и практические достижения как отечественные, так и зарубежные. При этом ориентация обязательно делается на рыночную модель экономики и обязательно соответствие всем международным требованиям к отчетной финансовой документации.




Читать еще по данной теме:




Особенности российских и зарубежных планов счетов.



Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.







Правительство РФ разработало и утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета согласно стандартам финансовой отчетности.

Чтобы российская система бухучета соответствовала принципам рыночной экономики, реформа должна проводиться по таким направлениям:

- приведение к совершенству базового системы правового регулирования;

- качественное методологическое обеспечение (методические рекомендации, инструкции, комментарии);

- разработка соответствующих стандартов;

- кадровая политика (качественное обучение бухгалтеров, регулярное повышение квалификации данных специалистов);

- активное международное сотрудничество (вступление и деятельность в составе международных организаций, сотрудничество с другими национальными организациями, отвечающими за обновление стандартов и регулирование бухучета)

С возрастанием престижа профессии бухгалтера, которая будет соответствовать требованиям современной экономики, роль профильных организаций в регулировании функций бухучета должна повышаться.

Стабильность реформирования и развития системы бухучета во многом зависит от законодательного нормативного обеспечения данной сферы.

На современном этапе ведется работа по искоренению противоречий между российской системой бухучета и признанными подходами в мировой практике к бухгалтерскому делу. Уже создана некая общая модель совместного существования системы бухучета и системы налогообложения, действуют схемы по коррекции бухгалтерской отчетности с учетом инфляционных процессов. Проанализированы существующие способы оценки имущества и долговых обязательств. Внедряются методы обеспечения открытости бухгалтерской отчетности.

Базовым компонентом реформирования системы бухучета и финансовой отчетности согласно международным стандартам считается разработка инновационных и уже действующих стандартов по бухучету с последующим введением их в практическую деятельность.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

На всей территории РФ ведется непрерывная работа по улучшению способов правового и методологического регулирования бухучета. Законодательным базисом для такой регуляции выступают 4-уровневая система нормативно-правовой документации.

I уровень. Законы и Указы, изданные президентом РФ, постановления Правительства РФ, регламентирующие унифицированные нормы права и методологии, касающиеся ведения бухгалтерского учета. Любые нормативные акты федерального законодательства относительно бухучета не могут противоречить действующему Федеральному закону «О бухгалтерском утече».

II уровень. Отечественные Положения по бухучету, утверждаемые местными исполнительными органами власти и Правительством РФ. Сейчас уже издано 22 Положения (стандарта) по бухучету.

III уровень. Содержит методические инструкции, рекомендации, Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по их применению. Данные нормативные документы составляются и утверждаются министерствами, федеральными и другими органами исполнительной власти, объединениями бухгалтеров на основе и для дальнейшего совершенствования документов I и II уровней.

IV уровень. В этот уровень входит документация по организации и ведению бухучета по конкретным видам имущества, обязательствам или хозяйственным операциям для отдельных видов предприятий. Сюда относится внутренняя документация предприятий, соответствующая принципам выбранной учетной политики. Содержание документов, их статус должны утверждаться руководством предприятия.

В последнее время весь комплект нормативно-регламентационных мероприятий по ведению бухучета на территории РФ был существенно изменен и дополнен. Следовательно, при формировании собственной учетной политики каждое предприятие должно руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными нормативными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, соответствующими положениями, приказами, Планом счетов бухучета, инструкциями и письмами Минфина РФ, а также дополнительными нормативными документами.

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

По мере перехода общества на «рельсы» рыночной экономики сразу же возникла потребность в качественно новой системе бухгалтерского учета. Современная российская система бухучета основана на особенностях экономики РФ и существующих государственных традициях.

Ст. 71 Конституции РФ четко регламентирует, что бухгалтерский учет в России подлежит государственному регулированию. По поручению Правительства РФ общее руководство методиками бухучета проводит Министерство финансов РФ. Субъекты РФ имеют право вносить определенные изменения в методологию бухучета. Центральный банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг могут издавать федеральные законы по регулированию некоторых аспектов бухгалтерского дела, но вновь издаваемые законы не должны вступать в противоречие с базовыми принципами бухучета Министерства финансов. С целью управления бухгалтерским учетом законодательные органы могут издавать соответствующие нормативно-правовые акты и другие подзаконные документы.

Среди самых последних тенденций можно выделить уменьшение роли государства в управлении нормами бухучета. Все больше профильных организаций вступает в обсуждение и выдвигает предложений по модернизации системы управления бухучетом, в частности, наиболее активную роль играет открытый в 1997г. Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), который уже стал членом Международной федерации бухгалтеров.

В 1997г. данный Институт вместе с Методологическим советом по бухучету при Министерстве финансов России разработал Концепцию бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики (далее по тексту - Концепция), ставшая в дальнейшем основой для создания действующей системы регулирования бухгалтерского учета. Концепция утвердила базовые положения формирования структуры бухучета, направленные на интеграцию международных принципов учета и отчетности в экономике нашей страны.

Кроме того, Концепция в определенной мере ускорила реформу бухгалтерского учета. В 1998г. Правительство РФ утвердило программу реформирования бухучета согласно Международных стандартов финансовой отчетности. Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета были выбраны:

- разработка системы национальных стандартов учета и отчетности, которая будет предоставлять пользователям полезную информацию;

- содействие взаимосвязи реформы бухучета в РФ с основными тенденциями модификации стандартов в международной практике;

- помощь предприятиям и организациям в усвоении и более быстром внедрении новых моделей бухгалтерского учета.

В ходе реформирования бухучета в России проводится перепрофилирование действующей системы регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность и внедрение в национальную систему бухучета мендународных стандартов.

С момента принятия Программы реформ бухучета уже прошло немало лет, и в нашей системе бухучета произошли существенные изменения. Но подобные изменения происходят регулярно и под влиянием новых требований к учетной информации, диктуемых непосредственно пользователями. И в 2004г. Министерство финансов РФ издало приказ, которым одобрило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на 2004-2010гг. В этой Концепции озвучены цели и направления, большинство из которых успешно внедрялись в жизнь на протяжении указанного периода времени.

Задачами по развитию бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определены такие действия, которые способны создать условия и предпосылки, необходимые для успешного выполнения бухучетом своих функций. В частности, одной из главных функций: сбор и систематизация информации о функционировании субъектов экономической деятельности, которая будет полезна как внутренним, так и внешним пользователям. Сейчас руководством страны и профильными организациями определены основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

- формирование модели, позволяющей применение МСФО;

- улучшение качества информации, подаваемой в бухучете и отчетности;

- оптимизация системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при совместной работе в данном направлении госорганов и профсоюзов бухгалтеров);

- усиление контроля за качеством информации, предоставляемой бухгалтерскими отчетностями;

- постоянное повышение профессионального уровня не только бухгалтеров, но и пользователей информации бухгалтерской отчетности.

При этом развитие бухгалтерского учета предполагается проводить в рамках единой государственной системы учета и отчетности, в которую войдут разные виды учета: бухгалтерский, статистический, оперативно-технический. В то же время, развитие бухучета должно проходить бок-о-бок с тенденциями в экономике страны и в соответствии с направленностью и уровнем развития механизма хозяйственных взаимосвязей субъектов экономики, поскольку нарушение взаимосвязи может привести к ухудшению качества учетных данных. Но какая бы концепция не была принята «на вооружение» современной экономикой, данный документ не сможет заменить нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухучета в РФ содержит в себе документы 4-х уровней, обладающих различной юридической силой.

Документы I уровня. Являются законодательными документы общего профиля, отражают в себе правовое обоснование обязательного ведения бухучета для всех экономических субъектов. В этих документах регламентируются базовые правила ведения учета. Примеры документов I уровня: утвержденные кодексы – Налоговый, Трудовой, Гражданский и т.п.; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, направленные на регулирование правил бухучета.

Самым главным документов этой категории является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», утверждающий единые правовые и организационные основы формирования и функционирования системы бухучета для всех экономических субъектов РФ.

Определенные нормы ведения бухучета в субъектах РФ регламентируются указанными кодексами. Например, в Гражданском кодексе указано, что у каждого юридического лица должен быть собственный бухгалтерский учет; в обязательном порядке должен быть утвержден годовой бухгалтерский отчет; порядок регистрации, внесения изменений в устав, изменения структуры ликвидации юридического лица и т.п.

Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения между работодателем и наемным сотрудником в плане организации трудового процесса и оплаты труда.

Налоговый кодекс регламентирует основы налогообложения, параллельно указывает порядок постановки бухгалтерского учета при подборе базы для расчета налоговых сборов.

Некоторые направления бухгалтерского учета могут регулироваться федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого бизнеса» и т.п., что будет определяться организационно-правовой структурой юридического лица.

Также деятельность экономических субъектов может регулироваться указами Президента РФ, если по данным направлениям еще не приняты или не введены в действие федеральные законы РФ. Правительство РФ с помощью своих постановлений уточняет отдельные положения федеральных законов и указов Президента РФ.

Документы II уровня. Эта категория документов включает в себя национальные стандарты – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые составлялись под МСФО и утверждались Минфином РФ. В таких Положениях декларируются базовые принципы ведения бухучета отдельных субъектов экономической деятельности; обобщенные бухгалтерские методы без детализации точного механизма их применения к конкретному виду деятельности; порядок формирования и представления документации по бухучету. Сейчас данная система национальных стандартов включает в себя 21 Положение по бухгалтерскому учету.

Документы III уровня. Третья категория включает в себя: методические рекомендации, указания, инструкции и подобные документы, которые разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ, Центробанком РФ и органами исполнительной власти, имеющими полномочия по регулированию бухучета. В этих нормативных документах уже содержатся детальные указания и расшифровки по внедрению отдельных положений бухучета, озвученных в документах I и II уровней. Примеры: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Положение о порядке ведения кассовых операций; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Среди документов данной категории отдельно хотелось бы отметить Планы счетов бухучета и инструкции по их применению, которые и представляют собой основу формирования бухгалтерской отчетности для субъектов экономической деятельности. Отечественная система бухучета вместе со стандартными Планами счетов бухгалтерского учета финансового хозяйственной деятельности организаций содержит и специализированные Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций, в которых имеются определенные особенности учета финансовой деятельности данных организаций. Как Планы счетов, так и Инструкции по их применению согласно специфике конкретных организаций регламентируют стандартные подходы отображения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности.

Документы IV уровня. В перечень этой категории документов бухучета входят внутренняя документация предприятий по ведению бухучета, которая и разрабатывается непосредственно самими предприятиями. Допустим, приказ об учетной политике организации; система оборота документации; рабочий план счетов бухучета; инструкции для определенного должностного лица и т.п. Документация этого уровня разрабатывается согласно специфики хозяйственной деятельности конкретного субъекта, отраслевых особенностей и других особенностей.